С Олимпа на выход
Леонид Тягачев стал первой жертвой ванкуверского провала
Теперь если хочешь легкой смертью умереть - сам себе харакири сделай
из к/ф "Ширли-Мырли"
Фраза Владимира Путина о том, что из-за неудач российских спортсменов на Олимпиаде не нужно бить себя веригами (что бы это ни значило), оказалась с двойным дном. Спортивные функционеры и близкие к спорту люди восприняли призыв премьера по-своему и начали с воодушевлением мутузить этими самыми "веригами" друг друга, доказывая, что в 11-м месте сборной России в Ванкувере виноваты кто угодно, но только не они. Масла в огонь подлил Дмитрий Медведев, предложивший ответственным чиновникам самим уйти в отставку. Первым отреагировал глава ОКР Леонид Тягачев, добровольно (или не очень) написавший заявление, которое может стать не последним в череде громких отставок.
Прощание Леонида Тягачева с постом главы Олимпийского комитета России получилось довольно долгим и запутанным, что только добавило сомнений в искренности этого решения. Первое сообщение о том, что Тягачев уходит, появилось под вечер 3 марта - спустя два дня после настойчивого предложения президента Дмитрия Медведева ответственным за Олимпиаду чиновникам "принять мужественное решение". Однако уже через несколько часов выяснилось, что в окружении Тягачева про мужество босса ничего не знают - сказалась несогласованность действий пресс-служб ОКР и его главы.
Впрочем, спустя сутки молчание прервал сам Тягачев, который помимо нападок общественности сейчас страдает от двустороннего воспаления легких (по данным "Известий", сказался просмотр последней лыжной гонки на Олимпиаде). Он заявил, что принял решение уйти со своего поста "как спортсмен, как тренер, как руководитель и просто как патриот своей страны", попутно сравнив себя даже с губернатором, который ставит перед президентом вопрос о доверии.
В ОКР отставку Тягачева представляют как жест доброй воли: мол, несмотря на то, что никто его уволить не может, он принял удар на себя и (хотя никакой вины за ним нет) решил единолично отвечать за провал российских спортсменов. После канадской Олимпиады Тягачев вообще сделался "ни при чем" - вдруг оказалось, что ОКР и функций-то никаких не оставили, кроме представительских, и сам Тягачев к развалу детско-юношеского спорта России не причастен, а виноват во всем "знаменитый хоккеист", возглавлявший Госкомспорт и Росспорт в начале двухтысячных. Вячеслав Фетисов, скрывающийся под этим метким определением, в свою очередь, заявил, что российский спорт развалили непрофессионалы из министерства спорта, туризма и молодежной политики, которых в его Госкомспорте практически (10 процентов не в счет) не было.
Раскритикованное Фетисовым министерство спорта, которое возглавляет неизменно спокойный Виталий Мутко, бросился защищать Тягачев, заявивший, что они с Мутко единомышленники, которые хоть как-то пытаются вырулить ситуацию. По мнению самого Мутко, оправданием ему служит то, что он руководит министерством всего два года, а за такой малый срок нельзя ничего построить (насчет того, можно ли за это время все разрушить, ничего сказано не было). Кроме того, Виталий Леонтьевич посетовал на децентрализацию системы российского спорта и слишком большие полномочия, которые передали спортивным федерациям, а "кому передали, тот и виноват".
Кто чем занят
Несмотря на заверения чиновников, что у ОКР не осталось никаких реальных спортивных функций, третья статья устава организации прямо гласит, что комитет участвует в подготовке, формировании, утверждении и обеспечении сборных команд России по различным видам спорта для их выступления на Олимпийских играх и других международных соревнованиях во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти в области физкультуры и спорта.
К федерациям высказал претензии и Медведев, который как-то двусмысленно в первый день марта назвал их "жирными котами". Федерации искренне обиделись - например, президент федерации лыжных гонок Владимир Логинов заявил, что хоть через три минуты покинет свой пост, если сразу после этого "вся страна победит на лыжах". По всей видимости, вся страна нам пока не нужна, поскольку Логинов и его коллеги по-прежнему остаются на своих постах даже несмотря на прямую критику президента.
При этом аргументация спортивных чиновников до скучного однообразна: ну уйдем мы, но ведь от этого ничего не изменится. Следуя чиновничьей логике, можно было бы задать вопрос вообще о целесообразности существования системы спорта в стране - раз уж и с ними плохо, и без них то же самое - однако крамольных мыслей о том, что Великая Держава может существовать без организованного спорта, никто себе не позволяет.
На этом фоне все крутится вокруг личностей, которые могут переломить сложившуюся ситуацию. Первые несмелые предположения о том, кто мог бы возглавить ОКР после ухода Тягачева, появились стремительно и пока повисли в воздухе - процедура переизбрания президента комитета довольно долгая, а официальных кандидатур еще нет. При этом чаще всего звучат фамилии бывших спортсменов, среди которых лидером является президент ЦСКА и двукратный олимпийский чемпион Вячеслав Фетисов.
Фетисову к костюму чиновника не привыкать; к тому же он пользуется поддержкой со стороны спортивного мира - взять хотя бы Ирину Роднину, которая в дни Олимпиады безжалостно разнесла по кирпичику высшее спортивное руководство. Про себя в качестве главы ОКР Роднина говорить пока отказывается - ко всему прочему она вызывает неприятие у многих спортивных чиновников, которые уже успели посоветовать ей меньше критиковать и больше делать. Не в ее пользу и проигранные в 2005 году выборы главы ОКР, когда Кремль отказался поддерживать прославленную фигуристку, предпочтя ей проверенного Тягачева.
Что из этого вышло - все поняли только сейчас, хотя и на предыдущих "тягачевских" Олимпиадах сборная России выступала, мягко говоря, не так, как должна была: отрыв россиян по золотым медалям от первого места в разные годы составлял от трех до 28 (!) штук. На период руководства ОКР Тягачевым также пришлись многочисленные допинговые скандалы, омрачившие выступление сборной и в Солт-Лейк-Сити, и в Афинах, и в Турине, и в Пекине. Говорить о том, что Тягачев не причастен к нынешнему состоянию российского спорта, тоже неправильно, поскольку он возглавлял Минспорт с 1996 по 1999 год - а ведь именно на девяностые теперь обычно возлагают ответственность за все беды двухтысячных.
Кто придет на смену Тягачеву и кому выпадет честь вытаскивать отечественный спорт из второй десятки на мировых турнирах, пока не ясно. Очевидно одно - дело не в том, кто это будет (хотя хотелось бы, конечно, видеть человека, который не считает, что никому ничего не должен). Дело в том, как это верно заметил Евгений Кафельников, чтобы найти для всего спорта новых, молодых, заинтересованных в своем деле людей, которые будут стремиться чего-то добиться и своей энергией заряжать окружающих. Иначе так и будем проигрывать 3:7.